Или о мыслительно-речевом механизме в коммуникативном процессе

Существуют много общего, что делает самые разные языки похожими друг на друга.

Во-первых, это части речи: существительные, местоимения, глаголы, прилагательные и проч.

Во-вторых, грамматический строй, т.е. то, каким образом эти разные части речи связаны друг с другом в предложениях.

В-третьих, например, стили речи, и многое другое.

Время в английском языке

     Одним из самых важных аспектов, объединяющих языки, является категория времени либо, говоря проще, это то, как люди “понимают” и “передают” время в процессе общения. Наверное, за всю историю человечества было сделано множество попыток понять, что такое время, и каким-то образом придать ему конкретные формы. Но возможно ли вообще объяснить или понять, что такое бесконечность?

     Поэтому человек пошел на компромисс с самим собой, и условно поделил бесконечное время на три вполне объяснимые категории: прошлое, настоящее и будущее. Он придумал и ввел в свой быт такие не менее гениальные, чем колесо, изобретения, какими являются часы и календарь.

     Таким образом, люди самых разных языковых групп, даже используя только жесты и другие

межъязыковые средства, могут объясниться друг с другом по вопросу о времени. Но язык дан человеку в частности и для того, чтобы облегчить процесс общения. Поэтому в ходе эволюционного языкового развития совершенствовались и способы языковой передачи времени, сформировался своего рода “инструментарий” передачи времени. В данной статье нас, разумеется, будет интересовать временной “инструментарий” в английском языке.

     Чтобы читателю было легче понять и разобраться в этом “инструментарии”, обратимся к одному из способов образования в русском языке будущего времени глаголов несовершенного вида – с помощью форм глагола «быть», например: буду играть, будем встречаться и т.п. Такой способ образования времени специалисты называют сложным (конечно, проще сделать это по-другому: сыграю; встретимся, но это будут уже другие глаголы). В этом смысле в английском языке образование временных форм - дело сложное. Т.е. в процессе их образования принимают участие от двух до четырех различных форм. Их число определяется той или иной инфинитивной формой. Так, чтобы образовать, например, активную перфектную форму, потребуется 2 элемента; а для образования пассивной перфектно-континиусной формы – 4.

Что же это за элементы?

     Для наглядности опять обратимся к сложному способу образования будущего времени: буду игратьбудем встречаться и т.д. Первый элемент – это временной элемент «быть» в форме будущего времени – буду, будешь, будем и т.д., а второй - инфинитив глагола, возвратного или невозвратного.

     В отличие от русского языка, в котором имеется лишь одна форма инфинитива (напр.: ходить, или находить, находиться – это инфинитивные форма разных глаголов, а не разные инфинитивные формы одного глагола), в английском языке имеется 10 инфинитивных форм: 8, относящихся к действиям: 4 активных и 4 пассивных; и 2 инфинитивных форм, относящихся к состоянию, эмоциям, ощущениям, свойствам. В этих инфинитивных формах в качестве первых элементов выступают “to be”, “to have” и нулевой элемент в инфинитивной форме Simple Active, который проявляется в отрицательных и вопросительных предложениях.

  Эти элементы указывают на то, что на их месте в предложениях выступают временные указатели.

    Всего существует 14 временных указателей или временных маркеров в английском языке. Это did; do; does; will; was; were; am; is; are; will be; had; have; has; will have – временной инструментарий.

    В качестве лексических элементов выступает один из четырех элементов: простой глагольный инфинитив (1) (напр., to break), простые причастные формы (2,3) (broken, breaking),  а также любое прилагательное, существительное, числительное или другие части речи (4), которые мы вынесем за скобки конкретного рассмотрения.

  Существует еще 2 элемента - “being” и “been”, которые используются для построения некоторых инфинитивных форм. Они не меняются при изменении временных элементов.

    Для такого глагола, как «to use», например, имеются все 10 инфинитивных форм, 8 инфинитивных форм действия (использовать/ся):

to use;

to be using;

to have used;

to have been using;

to be used;

to be being used;

to have been used;

to have been being used;

и две формы состояний (которые переводятся на русский язык глаголами "привыкать"/, "привыкнуть"):

to be used to;

to have been used to.

   Для такого глагола, как “to go” (идти) имеется 6 инфинитивных форм: 4 активных инфинитивных форм и 2 инфинитивных форм, причем с двумя причастными формами: “gone” и “going” (в первом случае, “to be gone”, эту форму можно передать на русский, как отсутствие чего-либо, “нет”, например, в предложении My pencil is goneМой карандаш куда-то пропал, или He is gone – Его нет; а во втором случае “to be going”, как ощущение говорящим событий, которые должны вот-вот произойти, например:

The things are going to be worse – Дела будут хуже некуда.

     Другие глаголы могут иметь не более 4 инфинитивных форм. В английском языке самой распространенной моделью построения предложения является следующая: подлежащее, сказуемое, дополнение, после которых следуют различные обстоятельства: времени, места, образа действия и проч. Если “расшифровать” предложенную модель, то можно сказать, что сразу же за подлежащим следует временной элемент, и лишь потом очень важная лексическая часть (в русском языке в большинстве случаев временной элемент, с помощью суффикса или окончания, следует после лексической части глагола. Говоря образно, время “запаковано” внутри глагола). 

    Теперь попробуем всмотреться в механизм выбора времени и инфинитивной формы в ходе межкоммуникативного общения носителей английского языка. Например, ему (или ей) требуется передать информацию о чем-либо, совершившимся в прошлом. Тогда, в большинстве случаев , говорящий использует слова, выполняющие в предложении функцию обстоятельства времени или места, которые как бы условно указывают слушателю на условные временные рамки, в данном случае прошедшего времени, а далее говорящий формулирует свое высказывание с использованием одного или нескольких временных элементов, которые соответствуют поставленной коммуникативной задачи.

     Т.е., до того, как начать произносить слова, которые в высказывании выполняют функции подлежащего и сказуемого, носитель языка мысленно обратится к словам, которые послужат для слушателя временной подсказкой, например, “вчера”, “в прошлом году” и проч. И только после этого он будет готов употребить в своей речи такие слова, как “did”, “was”, “were” или “had”, в зависимости от намерения высказывания.

  Что касается употребления слов “did”, “do”, или “does”, то, как правило, эти временные элементы проявляют себя в отрицательных и вопросительных предложениях, хотя иногда идут перед глагольной формой и в утвердительных. Другими словами, временные элементы в английских предложениях выполняют довольно формальную функцию: слушателю достаточно лишь “уловить” условное слово или слова, придающие высказыванию тот или иной оттенок времени - прошедшего, настоящего или будущего, чтобы сориентироваться во временных рамках. (См. также статью Как перевести на  английский язык "глокую куздру"?  на этом эе сайте в разделе Ученикам. Учебные материалы)

  Такой механизм передачи или восприятия глагольно-временных форм привел к тому, что в речи носителей английского языка временные элементы (am; is; are; was; were; will; has; have; had; will have), как и такие элементы инфинитивных форм, как “been” и “being”, как правило сокращаются, а некоторые вообще пропадают (как “did”, “do” и “does” в утвердительных предложениях), что создает немалые трудности для восприятия речи для людей, для которых английский язык не является родным. 

     Поэтому при изучении английской грамматики особое внимание им следует уделять не только таким “маркерам”, которые подсказывают выбор времени, но также и выработке свободного проговаривания видовременных форм.

   Однако перед носителями английского языка в ходе межкоммуникативного процесса возникает ещё одна “проблема” – это выбор той или иной инфинитивной формы. Слово “проблема” можно смело поставить в кавычки, поскольку для носителя языка она решается на подсознательном уровне, и выбор нужной инфинитивной формы из возможных 10 происходит мгновенно, как бы автоматически, без видимых усилий говорящего. Помощь в том или ином выборе также оказывают “маркеры”, в данном случае не временные, а видовые, типа “always”, “already”, “since”, “for” и многие другие. Однако в разговорной речи такие маркеры могут часто отсутствовать, что делает речь говорящего экономичной и поэтому более эмоциональной.

  Эта эмоциональная составляющая и есть “продукт” того самого непрекращающегося процесса на подсознательном уровне, который происходит в голове носителя английского языка. Она грамматически зафиксирована в английском языке и получила отражение в названии инфинитивных форм – Simple, Continuous, Perfect и Perfect Continuous.

     Из сказанного можно сделать вывод: успешное изучение грамматики английского языка не носителями этого языка невозможно без особых методов, позволяющих понять и овладеть именно эмоциональной составляющей, присутствующей в видовременных формах.

    Задачей, стоящей перед преподавателями английского языка, является создание и разработка таких методов и их внедрение в учебный процесс.