Эта статья предназначена в первую очередь для преподавателей, которые могут сравнить свой опыт с предложенными рассуждениями человека, занимающимся профессиональным преподаванием достаточно много лет, имеющим опыт преподавания в лингвистическом вузе и ведущим частную практику в настоящее время. 

    Также эта статья может быть полезной для тех, кто прибегает к помощи частных преподавателей для своего обучения либо обучения своих детей. Она приоткроет профессиональную «кухню» преподавателей английского языка и поможет лучше понять не только психологию и мотивацию тех людей, к кому они обращаются и платят деньги,но и, возможно, скорректировать свои планы по дальнейшему обучению английского языка.

 


    Автор статьи не претендует на полный анализ проблематики и окончательность выводов, которые, наверняка, могут носить субъективную оценку. Однако постановка некоторых вопросов, касающихся эффективности преподавания, должны заинтересовать как молодых преподавателей, так и опытных преподавателей со стажем. 

    В первую очередь хотелось бы затронуть такие важные понятия в преподавании, как цель и мотивация, причем как со стороны обучающегося, так и со стороны преподавателя. Ведь никто не станет спорить, что обучение – это двустороннее движение: от преподавателя к ученику и от ученика к преподавателю. От того, какой маршрут проложат совместно учитель и его ученик, от того, какие препятствия им обоим придется преодолевать на этом пути, как быстро они дойдут из точки А в точку Б (например, от изучения алфавита до умения прочитать и понять текст уровня Elementary; или от оценки «3» до оценки «отлично» за год), от этого будет зависеть решение поставленной задачи, зависеть удовлетворенность от совместной работы и многое, многое другое. А для желающих изучать иностранный язык индивидуально в конечном итоге вопрос ставится следующим образом: стоят ли полученные знания тех материальных затрат, которые были или будут потрачены на приобретения этих знаний?

 


    Автор не ставит задачу дать определение формальных критерий и уровней, по которым оцениваются те или иные знания. Они хорошо сформулированы и зафиксированы различными стандартами: зарубежными и отечественными. Не менее значительным, как кажется, является организационно-поисковый процесс, в результате которого возникает связка ученик-преподаватель. Итак, в статье будут рассмотрены проблемы, которые возникают объективно в ходе этого поиска на фоне субъективной мотивации и определения цели ученика и преподавателя. 

    Давайте сначала рассмотрим объективную сторону - организационно-поисковый процесс. Для этого предлагается выделить некоторые наиболее распространенные модели по признаку субъекта, т.е. ученика.

  1. Ученики младших классов. Конечно, инициаторы поиска преподавателя для своего ребенка – это родители. В большинстве случаев – это мамы. Папы зачастую выступают в роли консультантов. Объективная цель – улучшение успеваемости в школе.
  2. Ученики старших классов. Здесь также инициаторы – родители. Иногда родители занимаются поиском преподавателя по просьбе своего ребенка. Объективная цель – улучшение успеваемости в школе.
  3. Ученики, старших классов, готовящиеся к экзаменам по ОГЭ и ЕГЭК этой группе можно присоединить учеников, готовящихся к поступлению в вузы, где необходимо сдавать дополнительные экзамены по иностранному языку. Объективная цель – сдача экзаменов.
  4. Студенты вузовОбъективная цель – сдача экзаменов для получения международных сертификатов.
  5. Взрослые граждане, которые хотят улучшить ранее полученные знания и не забыть то, что они уже знаютОбъективная цель – улучшение навыков разговорной речи, чтения, понимания иностранной речи.
  6. Взрослые, желающие продвинуться по службе, получив в качестве преимущества умения говорить по-английскиОбъективная цель – улучшение навыков разговорной речи, чтения, понимания иностранной речи.
  7. Те же самые, с добавлением цели поездок за рубеж в командировки или на отдых.
  8. Взрослые, работающие в сфере обслуживания, развлечений, спортсмены и т.пОбъективная цель – приобретение или улучшение навыков разговорной речи.
  9. Взрослые, планирующие переехать на постоянное место жительства в другую странуОбъективная цель – приобретение или улучшение навыков разговорной речи, чтения.

Теперь попробуем определить субъективную сторону этого процесса, а именно – мотивацию обучаемого.

   Понятие мотивации лежит в сфере психологических процессов как у обучаемого, так и преподавателя. Но для начала рассмотрим наличие или отсутствие мотивации, или ее степень и уровень у обучаемого. Говоря проще, как происходит определение мотивации обучаемого на бытовом уровне. Прежде чем согласиться вести занятия с тем или иным потенциальным «учеником», преподавателю необходимо попытаться узнать, что движет «учеником» к достижению той или иной цели.

     Преподаватель может задать несколько вопросов, типа «А тебе (вам) нравится язык?», «А в чем может понадобиться тебе (вам) иностранный язык?», «А ты/вы не боишься (боитесь), что придется учить незнакомые слова, придется говорить не так, как ты/вы привык/ли говорить по-русски?» и другие вопросы, которые помогут раскрыть внутреннюю настроенность ученика на процесс обучения, его мотивацию. Иногда полезно предупреждать потенциального ученика о том, что процесс обучения - это порой довольно трудный процесс, который требует время, чтобы добиться поставленных целей. 

    Конечно, такие вопросы могут показаться излишними, например, в моделях 1 и 2, так как понятно, что у родителей и их детей мотивация к достижению целей может сильно отличатся: мама переживает, что ее ребенок чувствует себя не комфортно, неуютно на уроках иностранного языка. Это усугубляется тем, что в большинстве случаев родители не могут помочь своим детям самостоятельно. В свою очередь, ребенок хотя может и переживать свою неспособность участвовать наравне с другими детьми на занятиях в классе на уроках иностранного (английского) языка, он или она может глубоко скрывать свои негативные чувства и не показывать их никому. Вопрос развития у ребенка мотивации к занятиям в этом случае полностью ложится на преподавателя.

    У учащихся моделей 3 и 4 цель изучения и мотивация достижения результата может часто совпадать. Учащиеся хорошо отдают себе отчет, что им будет совершенно необходимо сконцентрировать свое внимание, усилия и время на подготовку и сдачу экзаменов, и они, как правило, из всех сил стремятся выполнить поставленную перед собой задачу. Негативным фактом в этом случае может стать то, что таким ученикам-выпускникам приходится распределять и время, и усилия между несколькими равными по важности предметами. Наиболее мотивированными в этих моделях, кажется, являются студенты или учащиеся школ, которые поставили перед собой цель сдать экзамены на международные сертификаты. Это тот случай, когда изучению языка отдается приоритет.

    Часто за мотивацию принимают цели. Однако цели могут оказаться завышенными, тогда и мотивация к достижению таких завышенных целей может обернуться негативным последствием для обучающегося. Так, «студенты» среднего и старшего возраста моделей 5-9 несмотря на четко поставленные цели часто оказываются «недомотивированными». Трудности обучения особенно в их возрасте и увеличение сроков обучения вопреки их ожиданиям скорее всего оставят негативные ощущения и воспоминания от обучения иностранному языку.

    Бывают случаи, когда цель и мотивация совпадают. Так, например, в одной из среднеазиатских республик очень распространен иностранный туризм. Причем в туриндустрию вовлечены не только жители столицы и больших городов и курортов, но и небольших аулов. Дети с самого раннего возраста, буквально с трех лет, чрезвычайно активно стремятся к общению с иностранными туристами. Причем даже дети к 7-8 годам понимают, что знание английского языка, пусть и минимальное, может принести им какой-то заработок. Между детьми даже возникает конкуренция на лучшее знание языка, и, конечно же, конкуренция в его применении. Кто лучше знает язык, тот может больше заработать. Поэтому мотивация здесь просто зашкаливает. Хотя понятно, что по мере того, как цели становятся выше, труднее их достигать, и мотивация тогда оказывается недостаточной.

    Но чаще мотивация и цели не совпадают. В этой связи интересен пример 25-летней давности с учеником 8 класса одной из московских школ. Школьник был очень слабый по всем предметам, в том числе и по английскому языку. Более того, по этому предмету за четверть в его дневнике стоял «кол». На уроках он мало чем отличался от таких же как он слабых учеников. Но его тайным увлечением был… перевод с русского на английский. Причем он переводил на английский свои собственные рассказы, которые он сочинял! И надо сказать, не без успеха. У этого мальчика проявлялся явный талант к изучению английского языка. Однако он не ставил перед собой задачу иметь хорошую оценку в школе. Она его просто не интересовала. Другой вопрос почему? Возможно, его отношение к предмету в школе было его вызовом системе государственного образования. 

    Любители английского языка старшего поколения могут помнить середину 60-х - «эпоху Битлз». Конечно же, Битлз стали кумирами, которым все хотели подражать, и если не петь как они, то хотя бы знать, о чем они поют. В те годы интерес к английскому языку стал необычайно высок: по телевидению шли специальные учебные программы по обучению английского языка, создавались клубы любителей английского языка, в каждой школе были бит-группы, которые пели песни Битлз. И если даже у тебя по английскому стояла «тройка» в четверти или за год, то мало кого это сильно беспокоило: зато ты знал слова любимой песни Битлз. 

    Можно привести еще один пример, когда субъективная мотивация и объективные цели не совпадают. Это пример двух школьников 7 и 8 классов двух разных школ г.Москвы.

    Один ученик богато одарен памятью, логическим мышлением, работоспособностью. Ему легко даются все предметы в школе, хотя он отдает предпочтение математике и физике. Английский ему тоже нравится, и он давно перегнал своих сверстников и школьную программу. Он понимает, что останавливаться в изучении нельзя, он очень мотивирован на изучение языка. Возможно, он хорошо осознает, что английский язык ему пригодится как прикладной предмет: и как средство коммуникации, и как ключ к альтернативным источникам знания, а может быть, и как язык, на котором он будет говорить, если придется сменить страну проживания. Его работоспособность сама по себе может мотивировать любого преподавателя, работающего с ним. 

    Другой ученик в детстве имел тяжелую болезнь, которая в частности выражалась в задержке речи, глухоте и проч. Хотя родители потратили много денег на логопедов, последствия этого недуга проявляются и теперь, спустя годы после лечения. Родителям и бабушке удалось убедить руководство «нормальной» школы принять его и не посылать его в спецшколу для умственно отсталых детей. Он очень любит историю мира и России и хорошо в них разбирается. Едва ли кто другой из его сверстников знает так хорошо мировую и отечественную кинематографию, как он. Он может долго анализировать международные события в мире и рассуждать о перспективах и мировых тенденциях. Но у него не ладится с английским. Когда-то у него был преподаватель, с которым он позанимался пару недель, но он понял, что английский – это «не его предмет». 

    7 лет на уроках английского он занимался своими делами, учительница не спрашивала его и ставила в дневниках и ведомостях «дежурную» тройку. Теперь он стал заниматься с частным репетитором, который увидел в нем огромную скрытую мотивированность и желание учить английский язык. С нуля в 14 лет. Скорее всего, его мотивация заключается в том, чтобы доказать не только себе, но и другим, что он может быть равным со своими сверстниками не только в таких предметах, как история, но и в английском языке. Конечно же, и такой ученик может быть отличным мотиватором для любого профессионального преподавателя. 

Ну а теперь давайте перейдем к будням профессионального преподавателя-репетитора.

    Профессионалом он называется потому, что зарабатывает исключительно репетиторством: от того, насколько успешным будет его мини бизнес, будет зависеть благополучие его семьи. Но профессионалом он называется еще и потому, что обязан наиболее эффективным способом помочь своему ученику реализовать его цели, используя личные качества и мотивацию обучаемого. Это означает, что он обязан создать такую модель обучения, составить такую поэтапную программу, которые бы оказались наиболее эффективными в обучении. И уж, конечно, ни при каких условиях не повредили бы его ученику, т.е. вызвали бы у него отрицательного отношения к языку. Ученики часто жалуются на отрицательный опыт обучения с репетитором: в индивидуальном формате либо в формате группы на курсах.(Примечательно то, что даже после такого отрицательного опыта многие ученики или их родители не разочаровываются в английском языке, а с настойчивостью продолжают поиск «своего» учителя).

    Специалист в своей профессии стремится максимально реализовать свои знания и получить за это материальное вознаграждение. Преподаватель иностранного языка в силу специфики работы очень похож на творческую личность: даже общение со своим учеником раз в неделю требует большой творческой работы. Он понимает, что без его усилий мотивация ученика может ослабнуть и даже вовсе исчезнуть. Он методично, упорно ведет его от одной победы к другой; от elementary к low intermediate, от intermediate к upper intermediate. Методично – это потому что у каждого преподавателя своя методика, и, конечно же, как ему кажется, она лучше, чем у других.

    Но понятно, что работать только с одним учеником преподаватель не может, это не принесет ему заработка, на который он рассчитывает. Поэтому требуется набрать свой «класс». И здесь начинается самое главное – формирование заказов. Теперь, когда мы имеем общее представление о том, на каких учеников, в том числе и в каком возрастном диапазоне, может рассчитывать репетитор, какие цели они могут иметь, предварительную оценку их мотивации, теперь мы должны принять во внимание временной фактор, а именно: на какой срок преподаватель может прогнозировать тот или иной заказ. 

    И вот теперь, кажется, можно рассмотреть самый важный момент в работе частного преподавателя - момент, когда он должен с максимально возможной точностью сделать для себя прогноз своих занятий с учениками на весь академический год, а именно: сколько по времени сможет продолжаться его работа с тем или иным потенциальным учеником. И здесь ему смогут помочь практика и опыт своих коллег-преподавателей.

Мы представим возможный временной период обучения потенциальных учеников на 3 группы: краткосрочный – от 2 недель до 4-6 месяцев; среднесрочный – от полугода до года; и долгосрочный – от года до 5-7 лет. Такая временная градация отражает и объективную цель потенциальных учеников, и их ожидаемую мотивацию. 

    Так, на потенциальных учеников модели 4 преподаватель может рассчитывать как на краткосрочный заказ. Учеников моделей 3, 6, 8, 9 можно рассматривать как краткосрочные заказы, но с возможностью среднесрочного периода. Под среднесрочный заказ попадают студенты вузов 5 модели, а также взрослые люди 6 модели, которые в некоторых случаях могут продлевать свою учебу и на долгосрочную перспективу. И, наконец, самые предсказуемые и удобные долгосрочные заказы поступают от родителей детей младших и старших классов, соответствующие нашим условным моделям 1 и 2. 

    Само собой разумеется, что работа преподавателя с учениками разных временных моделей очень непростая. Она требует большого преподавательского опыта и отличного знания и владения языком. Она также подразумевает постоянный мониторинг со стороны преподавателя новейших тенденций и требований, касающихся сдачи различных экзаменов, требует владения новой лексики, тематики, доминирующей в настоящий момент в международном образовании и многое другое. При условии, что преподаватель справляется с этими вызовами, он может гарантировать себе более или менее стабильный набор заказов: имея несколько основных долгосрочных заказов, можно периодически добавлять к ним краткосрочные или среднесрочные заказы. А после того, как «портфель заказов» сформирован, преподаватель должен как можно точно составить программу для каждого из своего ученика. Это весьма сложная задача, но опытный преподаватель обязан сделать это. Иначе, не имея четкого, хотя бы помесячного плана занятий с конкретным учеником, не умея выбирать приоритеты для конкретного ученика, преподаватель может «потеряться» в огромном объеме материалов, которые в наше время широко доступны в интернет-пространстве, и упустить из виду основное – цели, которые стоят перед учеником. Ну, представьте. Сейчас преподаватель занимается с учеником 5 класса, который к счастью получает задания по школьному учебнику, а через 2 часа ему предстоит занятия с учеником 10-11 класса школы, который, как часто бывает, не сможет выполнить те же задания из учебников 5-6 класса. Может быть, тогда потребуется снова взяться за учебники для младших классов и упорно «выучивать» все, что встречается там? Конечно же, нет. Это сделать невозможно, даже если и не принимать во внимание то, что практически все имеющиеся школьные учебники, мягко говоря, не отличаются стройной последовательной логикой по содержанию. 

    Среди преподавателей-профессионалов встречаются такие, которые работают с учениками только одной модели, например, теми, которые нацелены на сдачу экзаменов ЕГЭ. Причем они берут только учеников с уровнем не ниже intermediate - upper intermediate, т.е. учеников, которые изначально могут показать результат выше 80 баллов. Цель такого отбора – высокое реноме преподавателя, ученики которого из года в год показывают отличные результаты на выпускных экзаменах. Соответственно и свое материальное вознаграждение за своеобразную гарантию такой преподаватель оценивает выше, чем его коллеги.

   Существуют преподаватели, которых нельзя назвать профессионалами, хотя они также зарабатывают «репетиторством», вернее на репетиторстве. Это преподаватели – «однодневки», которые различными нереальными обещаниями буквально заманивают неискушенных людей, желающих реализовать свои цели, к себе на «обучение», берут с них большие деньги, а через 2-3 недели прекращают занятия, пока одураченный ученик или родители ученика не успеют распознать в «репетиторе» обманщика. 

    Необходимо отдельно остановиться на 2 категориях многочисленных учеников-антиподов: к первой категории относятся те, кто оценивает свои знания как «неплохие» и которые ставят своей целью «подтянуть» грамматику английского языка; к другой – возрастные ученики, которым тяжело учиться ввиду своего зрелого возраста и которые мечтают за короткий срок овладеть «бытовым разговорным языком без всякой там грамматики, чтобы можно было общаться во время отдыха за рубежом». Хотя на первый взгляд эти два вида учеников диаметрально противоположны по всем критериям: по уровню английского языка, по опыту и практике работы с языком, по умению самостоятельно изучать язык, по целям – у них есть одно общее: они переоценивают свои возможности для достижения поставленных целей. Первые, говоря, что им не хватает «только» грамматики, забывают, что именно грамматика лежит в основе всех видов коммуникативного общения: личностном общении, чтении, письме, умении понимать чужую речь из различных источников и проч.

    Таким ученикам было бы правильно сформулировать свою цель следующим образом: я умею читать и писать, я многое понимаю в разговоре с носителями языка, могу со словарем понимать иностранные тексты – но я не могу сказать, что я знаю язык, так как не понимаю, как он устроен. Моя цель – понять, как устроен язык, который мне очень нравится и на котором я хотел бы свободно и грамотно говорить.

   Другие, говоря, что им вообще не нужна грамматика, и которые хотят научиться разговаривать «самым простым и доступным способом», не понимают, что общение между людьми происходит не по принципу «скажу тебе только то, что можешь понять», а скорее по принципу – «слушай меня, а поймешь или нет – это твое дело». Так что хочется этого или нет, но без грамматики не обойтись никак.

  Наш вывод следующий: обучение английскому языку в подавляющем большинстве случаев необходимо начинать с обучения ВСЕЙ системы грамматики, без упрощений, типа «только Simple и Continuous» или «в этом полугодии только Present, а в следующем - Past», делая приоритеты на проговаривании обучаемыми всех видовременных форм. Этот вводный курс грамматики каждому преподавателю необходимо сделать обязательной частью любой программы обучения. 

   Думается, что многие преподаватели согласились бы с таким выводом. Но они же и возразят: «Ну, тогда мы останемся без заказов: мало кто захочет учить английский язык ради грамматики». И они будут правы: при нынешних, давно устаревших методиках, освоение грамматики с точки зрения обучаемых - это и долгий, и скучный процесс, а с точки зрения преподавателя – чрезвычайно энергозатратный.  И тогда преподаватели часто идут на "маленькие" хитрости: они значительно урезают для ученика возможности общения на английском языке, заранее нацеливая его на "упрощенный" вариант обучения. Они успокаивают себя следующими "наблюдениями": "будет достаточно научить ученика понимать Present, Past и Future Simple, немного Continuous, а дальше - как получится. Ведь это самые "распространенные времена". А на изучение всех времен (!) в английском языке у нас не хватит никакого времени".

    Однако на такие возражения имеется веский аргумент: есть такие разработки, которые превращают для обучающихся практическое знакомство с системой грамматики в интересное познавательное и увлекательное занятие, в котором с удовольствием участвуют малыши и взрослые. Преподаватели, владеющие такими разработками могут ставить и перед собой, и перед учениками самые амбициозные цели: овладеть основами английского языка в полном объеме за короткий срок - 3-3,5 месяца.

   Такие разработки должны освоить специальные тренировочные центры, задачей которых стало бы стимулирование учеников всех возрастов в освоении английской грамматики в пределах программы средней школы за кратко- или среднесрочный период. Другими словами, прежде чем обращаться к частному преподавателю, тем более к носителю языка, который как правило не сможет ни объяснить, ни тем более научить грамматике, ставя перед ним свои индивидуальные цели, ученикам младших или старших классов, студентам или возрастным лицам, было бы целесообразно пройти специальный курс грамматики. Тогда дальнейший процесс обучения прошел бы значительно проще и быстрее и для преподавателей, и для учеников. 

   Такой подход к подготовке и обучению иностранным языкам полностью соответствует практике обучения студентов в лингвистических институтах, где изучение грамматики рассматривается как отдельный предмет на первом курсе.