Новые технологии в помощь работникам торговли.

    Как-то  Джорджа Буша привели  на экскурсию в один из супермаркетов известной американской сети Kmart. Когда он увидел, как кассиры пользуются устройством, считывающим штрих коды товаров, от изумления он не мог произнести ни слова, как старик Хоттабыч, увидевший чудо современной техники. Штрих коды – это уже вчерашний день для работников торговли. Но теперь они научились использовать данные, получаемые с их помощью, там, где не только г-н Буш, но  даже завсегдатаи магазинов, пришли бы в изумление.  Особенно такие новшества чрезвычайно полезны для руководителей крупных магазинов и супермаркетов.

    В настоящее время сотрудники магазинов Kmart используют переносные считывающие устройства, которыми они пользуются во время своих постоянных контрольных рейдов по залам супермаркетов, чтобы определить, какие товары раскупают быстрее, а какие залеживаются на полках. При считывании кода товара на дисплее устройства, похожего на пистолет, высвечивается информация о количестве этого товара на складе на данный момент. Также можно узнать, сколько товара должно находится на полках магазина, какое минимальное количество того или иного товара необходимо иметь на складе магазина. Даже если продукт скоропортящийся, можно определить  его количество под заказ. Конечно, можно узнать информацию не только по цене продукта, но и о специальных акциях на этот продукт в целях успешной конкуренции на рынке.

    Такое устройство, которое в супермаркетах Kmart называется  «дистанционная эксплуатационная система», или ДЭС, может быть использована и для других целей, например, как средство малой механизации. Руководство компанией также утверждает, что подобная система дает уверенность руководящему персоналу супермаркетов (а их в сети Kmart насчитывается 2300), что они являются частью всей торговой системой, которая объединяется в единое компьютерное пространство, и поэтому они чувствуют себя не просто персоналом, обслуживающим эту систему, но ее хозяевами.

    Подобный эффект чрезвычайно важен, когда в условиях полного доступа к информации о инвентаризации магазинов, независимо от местонахождения товара на данный момент, владельцы компании могут иметь полную картину по всей сети в целом. С тех пор, как такую систему учета ввели в Kmart несколько лет тому назад, общее управление сетью стало более централизованной.

    Так, в недавно открывшихся магазинах Kmart недалеко от Детройта, информация, считываемая по штрих коду на кассах, дает представление не только о финансовой трансакции, но и передается в общую информационную систему компании Kmart. Используя эту централизованную информационную систему, руководство компании в ежедневом режиме решает, какие товары, в каком количестве и по какой цене необходимо отгрузить в тот или иной магазин в другие магазины сети Детройта в течение 2 суток. И эта практика стала обычной не только в магазинах Kmart в Детройте. Как утверждают владельцы сети, этой системой будут охвачены 90% товаров всех магазинов компании.  Под эту систему не попадут только 10% оставшихся товаров, например, таких, как поздравительные открытки, прохладительные напитки и прочая мелочевка.

    Помимо учета и контроля подобная система также позволяет владельцам розничных сетей улавливать и прогнозировать  тенденции в ценообразовании на различные товары, что до сих пор для них представляло трудности. Однако не все владельцы небольших  розничных сетей  понимают огромный потенциал информационных систем, используемых в  Kmart. Они по-прежнему  полагаются на свой предыдущий опыт в торговле и «особое» предпринимательское чутье. Они предпочитают ориентироваться на продажи, полученные от магазина в целом, а не на продажи из расчета покупательского спроса.

    Проиллюстрируем это на примере. В сети Kmart собирается информация о покупках в 60 магазинах (из 2300). Она используется для тестирования объема продаж в зависимости от  расположения товаров на полках магазина. Ну, например,  детская одежда располагается рядом с полками игрушек. Данные информационной системы подтверждают, что действительно объем продаж и одежды, и игрушек увеличивается при таком расположении товаров. Или другой пример. На кассах магазинов Kmart у покупателей спрашивают адреса их почтовых отделений. 98% покупателей не отказываются и дают такую информацию о себе. Такая информация о покупателях того или иного магазина может быть очень полезной для расчета количества магазинов, необходимых для обслуживания жителей определенного района, или планирования информационно-рекламной программы в том или ином районе.