Ответ: сложно и то и другое. Конечно, сети полны привлекательных реклам типа «Простая арифметика», «Учим математику просто: 75 шагов», «Английский за 2 недели», «Английский за 16 (или 20, или 30 уроков)». Кажется так просто!

     А можно ли освоить эти предметы самостоятельно или просто необходимо иметь рядом опытного преподавателя? К сожалению для многих – без преподавателя не обойтись.

     Еще вопрос: можно ли изучать английский язык так же, как изучают математику? Ведь математика –  это точная наука, а английский язык – гуманитарная.

     Ответ: можно.

     Можно, потому что, как и любая точная наука, любой язык - это система, состоящая из элементов, соединенных между собой в определенных сочетаниях, которые позволяют осуществлять коммуникативное общение между людьми.

 

 

     Если в арифметике и математике невозможно обойтись без цифр,  то в языке невозможно обойтись без букв и слов, значимых или служебных.

     Если в математике не обойтись без формул, то и в языке - то же самое.

     Многим читателям такое мнение покажется спорным: какими формулами можно пользоваться в таком гуманитарном предмете, как иностранный язык?

     Давайте посмотрим! А может действительно можно составлять «грамматические формулы» и с их помощью правильно "выстраивать" предложения?

     И начнем с простого: с цифр, которые составляют основу арифметики и математики вообще, и слов, без которых невозможно обойтись в языке практически никогда.

     В математике это цифры: 1, 2,….9. Есть также знак, который означает «ничего», «отсутствие» - «0».

     В языке тоже есть знак, который означает «ничего». И в отличие от математического знака в языке таких знаков как минимум два. Обычно то, как они звучат, знают все. А вот то, как они выглядят – вариантов нет.

     А мы условно обозначим эти знаки так:  (и его вариант be  )  и.

     А теперь приведем аналогию сочетания цифр в математике с простыми элементами в английском языке:

  (и их варианты amisarewaswerewill be)

и

.

 

     Надо запомнить еще несколько простых элементов: ,,,

     Что значит «запомнить»? Это значит, запомнить, как они выглядят и как они произносятся.

     Есть другие "знаки", которые надо запомнить, как они произносятся (и в нашем случае – выглядят): I, you, he, she, it, we, they. Это местоимения, и у них есть аналоги в русском языке: я, ты (вы), он, она, оно, мы, они.

     Теперь давайте проследим еще одну аналогию.

     В арифметике цифры образуют числа. Например: 11, 21, 42,… и т.д.

     В языке «знаки», «комбинируясь», тоже образуют более сложные конструкции. Например:

I (вариант I am);

you   (вариант you were );

it (вариант it was );  

it  (вариант it will be); 

we 

she ;

they ;

it ;

I ;

you ;      и т.д.

     Следующая ступенька вверх в арифметике – это простые знаки сложения "+", вычитания "-",  равенства "=". С их помощью мы учимся проводить простые арифметические действия.

     В языке тоже есть простые условные знаки, при помощи которых мы проводим те или иные грамматические действия. Можно такие знаки условно обозначить как "+", "-" и "?", и они будут показывать соответствующие "утвердительные", "отрицательные" и "вопросительные" предложения.   

     Кроме знаков "+", "-", "="  в арифметике есть знаки "умножения" ("х") и "деления" (":"). С их помощью мы знакомимся с таблицей умножения проводим арифметические действия√.

     Но и в английской грамматике есть свои условные значки, которые помогают нам правильно решать «грамматические операции». Эти значки могут заменить нам так называемые категории «залога» глагола.

     Давайте изобразим их в виде «смайликов»: действительный (или «активный») залог  обозначим веселым смайликом happy , страдательный (или «пассивный») залог - грустным грустный .

     Дальше нам будет необходимо подняться еще на одну ступеньку сложности.

     В математике помимо простых знаков умножения и деления есть знаки «степени» и «корня». Так, например, число «4» можно выразить суммой двух чисел «2»: 2+2=4. А можно числом «2» во второй степени: 22 = 4 или корнем числа 16: 16 = 4.

      Так же и в языке, одно и то же понятие можно выразить, используяhappy  илигрустный, или использовать не глагольную форму, а именную форму, которую мы изобразим знакомсостояние.  Например: He fears stray dogs (happy) ≈  He is feared by stray dogs (грустный ) ≈  He is scared of stray dogs (состояние).   

Смысл трех предложений одинаков: «Он боится/пугается бездомных собак; бездомные собаки его пугают».

     Ну и, наконец, мы добрались до формул. Например, если известны скорость и время движения, то можно найти расстояние. Оно равно скорости, умноженной на время: s = v × t . В математике существует огромное количество формул.

     Зная элементы английского языка, также возможно изучение языка через построение и решений формул. Так, все  английские предложения по видам сказуемого выстраиваются в виде 10 основных формул. Чтобы легко и грамотно строить предложения необходимо запомнить и знать эти формулы. Вот, например, две из них:      

  Σ  seen     =  Simple (именное сказуемое), где - Σ - подлежащее;  - место для базового знака (см. выше);  seen- одна из форм глагола 

Σ be ing =  Continuous (глагольное сказуемое), где - Σ - подлежащее;  - место для базового знака (см. выше);  ing- одна из форм глагола 

     В этом месте необходимо обратить внимание на очень большое различие между арифметикой с математикой и грамматикой с лексикой. Любой  язык (английский не является исключением) – это трехмерная система, одним из элементов которой (и, может быть, главным!) является «время». Условно в каждом языке имеется 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее. Его передачу в английском языке мы обозначили цветными фигурками выше, в которых прошедшее время условно обозначается черным цветом, настоящее время серым цветом и будущее время – красным.

     Ничего подобного ни в арифметике, ни в высшей математике нет.  И в этом смысле они не являются трехмерными системами.

 

     Если подставить в эти формулы значащие элементы, такие как "слова" и "словосочетания", то можно построить необходимые предложения предложения. Например:

He scared - Он боялся/пугался/испугался/был напуган.

He is playing - Он играет.

    Существует бесконечно огромное количество слов и различных словосочетаний, так же как в математике существует бесконечно огромное количество чисел в различных комбинациях.

        Если вместо простых элементов, "he" в функции "подлежащего" и "playingв функции  "сказуемого", использовать словосочетания "Peter and his friend" и "to play the piano" то получим следующее предложение:

Peter and his friend  playing the piano. - Петр с другом играют на фортепьяно.

    А если представить, что таких слов и наборов словосочетаний в языке бесконечное множество, то становится понятным, что изучение языка это занятие, которого хватит на  всю жизнь.

       Вот и получается, что если арифметика с математикой - гимнастика ума, то грамматика с лексикой - гимнастика не только ума, но и языка.